Бренд школы, созданный родителями

Наталья Белкова
Соучредитель «ИндиКид», генеральный директор коммуникационного агентства 4D.
ИндиКид, школа, которая вошла в топ-лист
в номинации «Лучший бренд в школьном образовании». Проект ИндиКид уникален тем, что создан родителями детей на базе внезапно ушедшей с рынка школы. На месте бренда с неоднозначной репутацией пересобирается новый проект. И пересобирается он новыми владельцами, которые уже имеют опыт бизнеса и продвижения на рынках, это их профессия. Наташа Белкова, соучредитель «ИндиКид» и генеральный директор коммуникационного агентства 4D.
Рая Ивановская, автор и продюсер конкурса Брендобр, и руководитель Design4School пообщалась с Натальей Белковой, как она пересобирала школу, будучи экспертом в маркетинге и PR.
Рая Ивановская: Наташа, напомни, пожалуйста, сколько существует проект? Какая его история?

Наталья Белкова: Наш проект существует с 2022 года. В январе неожиданно закрылась школа, у которой было 3 площадки и 200 учеников. Решения приходилось принимать в кратчайшие сроки. В школе сложился хороший коллектив, дети учились с удовольствием, был налажен контакт с учителями. Не хотелось бросать на произвол судьбы ни своих детей, ни их друзей, ни преподавателей и наставников. Поэтому инициативная группа родителей решила открыть собственную школу. Хотелось всеми силами удержать и не потерять то, зачем мы пришли в частную школу — дать детям качественное всестороннее образование.

Рая: Вы эксперт в области PR, брендинга и маркетинга, у вас собственное агентство. Скажите, когда вы участвовали в создании проекта, как вы использовали свою экспертизу? Это история выстроить позиционирование и маркетинг «по-правильному»?

Наталья Белкова: Школам нужно использовать набор инструментов, в первую очередь маркетинговых, нацеленных на поиск новых учеников. Поскольку у нас соучередители из разных сфер бизнеса, то мы помогаем друг другу разобраться и закрыть те области, в которых каждый является специалистом, используем наработанный опыт, связи и свои компетенции.
Безусловно, мой опыт в сфере PR и брендинга помогает в продвижении школы. Мы участвуем в различных образовательных выставках и форумах, пишем статьи, тесно сотрудничаем с проектом «Просто Учиться», используя их опыт и знания о рынке частного образования, проводим Дни открытых дверей, проводим кампании по набору новых учеников. Я, как эксперт в PR, выступаю на профильных мероприятиях. Также создаем информационные материалы с нашим академическим директором школы Иваном Гладибородом. Тем самым постепенно выстраиваем бренд нашей школы «ИндиКид».
Рая: Как у вас выстроен процесс маркетинга?

Наталья Белкова: В первую очередь необходимо определиться с позиционированием, уникальностью проекта, нишей, целевой аудиторией, затем сформулировать ключевые сообщения для всех типов коммуникаций, которые ответят на боли клиента и отстроят от конкурентов. Затем создаются креативные решения, дальше идет адаптация на носители и каналы. Параллельно верстается маркетинговый план, который включает просчет и сетку медийного размещения, PR-кампанию, участие в мероприятиях, DM, расходы на создание дизайна, производство полиграфии и других рекламных материалов и активностей.

Рая: Работая с брендом вашего проекта ИндиКид, какие у вас были инсайты в позиционировании? Что вы делали сначала по накатанной,
а потом, о, нет, надо делать по-другому! И это сработало. Поделитесь вашим инсайтом по поводу родителей-клиентов. Что на самом деле родителей нужно от частной семейной школы?

Наталья Белкова: Мир быстро меняется: новая этика, технологии, научные открытия — и это требует создания новой школы. «ИндиКид» — это пространство, созданное для успешного всестороннего развития учеников. Мы не стремимся сделать всех детей одинаковыми и удобными. Мы помогаем каждому ребёнку раскрыть свой потенциал, найти и активировать сильные стороны. «ИндиКид», созвучное со словом индивид, отражает наш подход к каждому ребёнку как к индивидуальности, как к личности со своими способностями и интересами. Мы должны помочь раскрыть таланты, полюбить учиться, решать сложные задачи, постигать новое, увидеть мир через призму разных наук и подходов.

Современные дети обладают необычайной чувствительностью, творческим потенциалом и развитой интуицией. А еще — отдают предпочтение эмпирическому пути познания, быстро осваивают и обожают цифровые технологии. Главной задачей взрослых при этом становится обучение детей инструментам быстрого получения необходимых знаний и навыков. Именно эта идея лежит в основе концепции школы «ИндиКид». Родителям важно, чтобы их ребенок чувствовал себя комфортно в школьной среде, был самостоятельным и, конечно, получил качественное образование. Каждый ребенок индивидуален, поэтому мы выстраиваем персонализированный маршрут в обучении, уделяем внимание не только академической подготовке, но и творчеству, физической активности, развитию социальных навыков. В нашей школе педагог — это, в большей степени, наставник, помогающий ребенку раскрыть свои таланты, способный пробудить в нем интерес к саморазвитию и самообразованию.

«ИндиКид» — школа для семей, которые уважают желания, ценят свободу выбора ребенка и доверяют ему.


«Основным способом поиска школы для ребенка все-таки остается сарафанное радио...»
Наталья Белкова
Рая: Совсем недавно с нами общались родители одной московской частной школы. Это школа с историей, прекрасным коллективом, программой. Но, как часто бывает, собственник в определенный момент не справился финансами, конкуренция, кризисы. И вот собственник проект оставляет, а инициативная группа родителей хочет взять школу в свое управление, чтобы оставить все, что наработало. У вас же такая же ситуация? Как вы думаете, она рабочая? Могут родители «вытянуть школу»?

Наталья Белкова: Да, у нас была похожая ситуация. Закрытие школы — это всегда болезненный процесс, особенно если он происходит неожиданно и посреди учебного года. Нас, изначально шесть семей, объединило сильное желание сохранить коллектив, в котором росли и развивались наши дети. Они знают друг друга, дружат не первый год, у них хороший контакт с учителями, а главное — им нравится учиться. Это ценно. Поэтому мы подписали новый договор аренды и окунулись в новую жизнь.

Многие частные школы начинались с инициативы родителей обеспечить своим детям лучшие условия для развития. Но одного желания, увы, не всегда достаточно. Здесь очень многое зависит от самих родителей — готовы ли они взять ответственность, вкладывать свои ресурсы, не только денежные, но и временные. Нам понадобилось время на то, чтобы зайти в профессиональное сообщество и обрасти связями, выстроить сеть полезных для работы контактов. Наш опыт наглядно показывает, что все возможно.

Рая: Что было самым успешным решением за два года работы ИндиКид?

Наталья Белкова: Могу сказать, что самое главное — мы сохранили школу, коллектив, тягу детей к знаниям и желание учиться. Мы растем вместе с нашими детьми, в этом году открываем набор в старшие классы. Летом для всех желающих работал детский лагерь, каждая смена которого по-своему уникальна.

Школа сотрудничает с Институтом педагогики СПбГУ и его директором Еленой Казаковой, принимает участие во всероссийском образовательном проекте «Мастерские роста», "Школьная лига", с ведущами ВУЗАМи, библиотеками, издательствами, культурными и спортивными организациями. Уверены, это поможет нам еще эффективнее развивать потенциал не только наших учеников, но и педагогов.

Мы понимаем, что у родителей большой выбор, поэтому нам постоянно нужно совершенствоваться, находить пути для собственного развития. Основным способом поиска школы для ребенка все-таки остается сарафанное радио, для этого нам надо продемонстрировать рынку, что мы устойчивы, что мы есть, что наши ученики показывают стабильные результаты, что наши родители нас рекомендуют.

Рая: Наташа, спасибо большое! Ваш опыт невероятно вдохновляет!

С Натальей Белковой беседовала Рая Ивановская — автор и продюссер конкурса «Брендобр», руководитель студии дизайна, брендинга и маркетинга Design for School. Если вам нужно упаковать образовательный продукт: разработать позиционирование, фирменный стиль, лендинг — пишите в ватсап!